
Архитектурный шедевр, столь скромно забытый неусыпно заботящимся о благе своих граждан правительством. Готический храм, являющийся одновременно католическим костелом и Национальным домом органной музыки, а также медленно, но уверенно разрушающимся историческим сооружением.
Проходя по улице Красноармейской, Вы, вероятнее всего, заметите это здание лишь в том случае, если запрокинете голову и взглянете вверх. Два высоких остроконечных шпиля ажурных готических башен стремительно рвутся в небо, не обращая внимания на его цвета и настроение. Между ними, под треугольным фронтоном, находится традиционное круглое окно-роза. Впрочем, если в снежную или грозовую погоду здание будто сражается с небесным сводом, то в ясную и солнечную – наоборот возникает ощущение удивительной гармонии. Костел имеет крестообразную базилику в плане, две башни на главном, западном фасаде, меньшую, третью – над крестовиной с колоколом. Просто обойдя его в сумерках, уже становится довольно сложно вернуться в мир неона и супермаркетов.
Продолжение статтьи

В 1897 году группа католиков обратилась к губернатору Киева с просьбой исходатайствовать разрешение на постройку нового римско-католического костела во имя святого Николая. К тому времени в городе уже существовал Александровский костел, но из проживавших в городе 40 тысяч католиков, он мог вместить не более одной. Разрешение было получено, и на протяжении последующих двух лет город усердно искал подходящее место для строительства. В августе 1899 закладка костела состоялась на месте, изначально предназначавшемся для постройки завода по производству водки и вина – улице ныне Большой Васильковской, 77. Был объявлен конкурс на создание проекта костела и победителем стал студент Станислав Воловский, учившийся тогда на последнем курсе в Институте гражданских инженеров императора Николая. В его проекте были заложены классические пикообразные башни, но без традиционной для готики розы на фасаде. Поскольку молодому инженеру не хватало практического опыта, доработку и руководство строительством поручили известному киевскому архитектору Владиславу Городецкому (Государственный музей украинского изобразительного искусства, Дом актера и его личный особняк "Дом с химерами", сейчас, пожалуй, знает в Киеве каждый). Благодаря ему костел обрел классические приметы готического стиля. Современники с увлечением описывали "...фасад, выдержанный строго в готическом стиле, украшенный двумя большими и одной маленькой башнями и богатой скульптурой, напоминающий внешним видом знаменитую Votiv Kirche в Вене". Также, из-за "рекламной деятельности" владеющего бетонным заводом "Тон" Городецкого, при строительстве активно использовался бетон и железобетон. Работы велись долго из-за плохого состояния грунта, на который влияла речка Лыбидь, поэтому впервые в Киеве грунт стали укреплять мощными бетонными набивными сваями. Храм возводили 10 лет на пожертвования частных лиц. В общем, на его сооружение было израсходовано 500 тысяч рублей. Несмотря на то, что он не был завершен, костел стал подлинным архитектурным шедевром. В тогда еще незастроенной части города он был виден со всех сторон Киева. Освятили его 6 декабря 1909 года. Внутреннее убранство костела, за неимением средств, не было завершено к 1914 году. С началом Первой мировой войны Киев стал прифронтовым городом, денежные ресурсы тратились отнюдь не на культурные ценности. В начале 1930-х годов костел для богослужений закрыли. Во время войны сооружение сильно пострадало, но уже в 1946 году здесь разместили Киевский государственный областной архив.

В декабре 1978 года решением Совета Министров УССР помещение бывшего Николаевского костела было отреставрировано и отдано под Республиканский дом органной и камерной музыки. Для оформления интерьера Дома были изготовлены цветные витражи, мягкая стилизованная мебель, высококачественный паркет. Специально для этого зала мастерами чешской фирмы был сконструирован большой концертный орган, вид которого постарались приблизить к архитектурному стилю костела. Орган имеет 55 регистров, 3945 труб разного диаметра (от 13 миллиметров до 6 метров), изготовленных из металла, черного и красного дерева.

Сегодня готический храм Киева пытаются поделить церковная и светская общины: там поочередно со службой проходят концерты органной музыки. Правда, уживаются общественные организации отнюдь не дружно: церковь утверждает, что музыканты не имеют морального права находиться в помещении костела. Но переносить орган некуда, да и согласно информации производителей, удовольствие его переноса и сборки в другом месте будет стоить около 100 тысяч долларов США. Кроме того, в помещении необыкновенная акустика: после аплодисментов звук слышен до 4 секунд. К сведению: в Киеве есть только два концертных зала камерной музыки: Национальная филармония и Дом органной музыки. Но, оглядываясь на все имеющиеся проблемы последнего, ситуация может решиться по проверенному принципу: нет объекта – нет проблем.

Создало угрозу строительство линии метрополитена – из-за вибраций от движущегося на незначительной глубине транспорта стены дают трещины. Тот же эффект возникает из-за строительства офисного центра, начавшегося неподалеку. А фундамент, пораженный грибком, страдает от грунтовых вод. Даже весьма прочные сваи, которым прогнозировали долгую жизнь, не всегда справляются с задачей. Реставрационные работы начались еще в 2003 и проходили нескольких лет. Министерство культуры выделило на это три миллиона гривен. Деньги закончились к 2006, реставрация тоже, однако храм остался не окрашенным и без крестоцвета. Однако в прошлом году на реставрацию не выделили ни копейки, а о проблеме забыли – костел открыт и работает, напоминая о своей двойной функции табличкой с надписью "Кассы" над входом. Только вот внутри верхнюю одежду снимать не рекомендуется – температура там максимум 15 градусов.

(статья опубликована в Gothica # 4)
@музыка:
Suicide Romance - Prince of the Darkness
@темы:
Архитекрура,
готический киев,
Киев глазами гота,
готика